Общественная организация Республики Марий Эл
[br]
Председатель: [color=#892b29] Артюшкина Зинаида Сергеевна [/color]
Почтовый адрес: 424000 Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 95
Тел.: 89053790838
Общественная организация «Марий туныктышо» Республики Марий Эл является региональным общественным объединением граждан Российской Федерации, добровольно объединившихся на основе общности интересов для реализации уставных целей. Основная стратегическая цель, стоящая перед организацией: содействие совершенствованию системы национально-регионального образования Республики Марий Эл. Достижению стратегической цели способствует решение организацией следующих основных задач:
— способствовать созданию условий для активной профессиональной и общественной деятельности работников образования;
— участие в разработке учебно-методических материалов по родному языку, литературе, истории и культуре народов РМЭ, в реализации и защите прав учителей, повышении престижа работников образования на основе существующего законодательства;
— осуществление просветительской деятельности по вопросам сохранения, развития марийского языка и культуры;
— привлечение молодежи к активному изучению истории, культуры и языка марийского народа, возрождению и сохранению народных традиций, обычаев, ремесел, памятников истории и культуры края;
— развитие сотрудничества с национальными российскими и зарубежными, международными организациями по проблемам изучения и обучения языкам, истории и культуре народов.
Решение о создании организации принято 13мая 1998 года на учредительной конференции. Зарегистрирована организация как юридическое лицо 6 декабря 1999года. Основными членами нашей организации являются учителя марийского языка и литературы, марийского (государственного) языка, истории и культуры народов образовательных учреждений РМЭ, от ДОУ до представителей высшей школы. Также активными участниками проводимых нами мероприятий являются учителя и других предметов, иные работники образования, поддерживающие наши уставные цели и задачи, их мы называем нашими сторонниками. Т.о., членами организации могут быть любые граждане РФ, в т.ч. и из других профессиональных сфер, поддерживающие цели и задачи организации и выполняющие ее Устав.
Общественная организация «Марий туныктышо» согласно Уставу действует на принципах добровольности, равноправия и законности.
С момента создания организация работает в тесном контакте с учителями-активистами республики. Так сложилось, что в основном генератором идей, реализации намеченных планов является актив. Актив — связующее звено между учительством и правлением организации. В начальные годы создания организации проводимые мероприятия были направлены на сплочение учительства. Затем мы стали заниматься более значимыми делами. Как специалисты, проработавшие многие годы в системе национально-регионального образования, мы яснее стали видеть проблемы, которые требуют особого внимания. Это проблемы преподавания марийского языка и культуры в школах и ДОУ республики.
Анализ многих социологических исследований показывает, что одними из частых в межнациональных отношениях являются разногласия по языковым вопросам.
Имеющиеся в условиях глобализации нашей жизни проблемы сохранения, развития и преподавания родного марийского языка заставили задуматься и нас, активистов-учителей, ученых, членов общественной организации «Марий туныктышо», специалистов образования, интеллигенцию республики. Как отмечалось выше, одна из уставных целей ОО – содействие становлению и развитию системы национального образования с учетом национальных особенностей.
Общественная организация “Марий туныктышо”(«Марийский учитель») Республики Марий Эл придерживаясь народной мудрости «Живет язык – живет народ» и исходя из уставных целей организации одну из основных своих задач в сохранении и развитии марийского языка видит в использовании и внедрении современных методик в преподавание родного языка в системе регионального образования
Мы начали искать ответ на вопрос: как же улучшить преподавание марийского языка и культуры народов в наших учебных заведениях. Обратились к Международному опыту. Так мы узнали и познакомились с одной из эффективных моделей обучения языкам в условиях многоязычной среды — методом языкового погружения. На основе данной методики успешно обучаются языкам дети в разных странах мира: Канаде, Финляндии, Испании, Эстонии, Японии и т.д.
И первым значимым нашим мероприятием стал Международный семинар «Современные модели обучения языкам в школьном образовании в условиях полиэтнического региона». Семинар был инициирован 00 «Марий туныктышо» и организован совместно с Марийским институтом образования при поддержке Министерства образования, Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, общества М.Кастрена(Финляндия) и программы родственных народов Эстонии и прошел в июне 2001 г. в г.Йошкар-Оле. Участниками семинара (более 100 человек) были специалисты образования, ученые, педагоги-практики из РМЭ, Татарстана, Удмуртии, Башкортостана, Коми, Кировской области. Экспертами выступили специалисты многоязычного образования из Канады, Дании, ЮАР, Финляндии, Эстонии и г. Москвы. Это такие известные, признанные в мире специалисты многоязычного образования как Тове Скутнаб Кангас (Дания), Фред Джинизи и Роберт МакКонель (Торонто, Канада), Кэтлин Хеуг (ЮАР), Петер Мехисто и Ирене Кяосаар (Эстония, Таллинн).
Основной целью семинара было ознакомление педагогов с различными современными моделями преподавания языков, существующими в мире и дающими эффективные результаты. Одной из таких моделей является языковое погружение. Семинар получил широкий общественный резонанс, поддержку Министерства образования РМЭ, также учителей республики.
Логическим продолжением идей семинара явился проект ОО «Марий туныктышо» «Многоязычное образование как ключ к развитию и интеграции». Проект реализовался 00 совместно с Марийским институтом образования (ректор Р.А.Кудрявцева) в социальном партнерстве с Министерством Образования, Министерством культуры, печати и по делам национальностей РМЭ и при финансовой поддержке фонда «Евразия», так как проект – победитель ярмарок социальных и культурных проектов ПФО (Тольятти 2002 — 1этап,Н.Новгород-2003 2сетевой этап).Реализация 1-го этапа (пилотного) проходила в РМЭ с участием коллег из Удмуртии, Мордовии и республики Коми. И по предложению-пожеланию их был подготовлен 2-й сетевой этап проекта.
Основные российские партнеры сетевого проекта:
— НИИ национального образования Удмуртии;
— Министерство Образования Мордовии;
— Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров
Зарубежные партнеры, эксперты, ведущие семинаров-тренингов в РМЭ:
— Эстонский центр языкового погружения (г. Таллинн);
— Общество учителей родного языка Финляндии (г. Хельсинки);
Стратегическая цель проекта — создание предпосылок для модернизации системы национально-регионального образования через разработку, распространение и применение программ дву-/многоязычного образования, основанного на передовом международном опыте; сохранение языкового и культурного разнообразия в многонациональном социуме, где бок о бок учатся носители разных языков и культур.
Проект выполнялся членами 00 «Марий туныктышо»(«Марийский учитель») — специалистами Марийского института образования, при участии коллег из Москвы, коллег из соседних регионов, экспертов из Эстонии, Финляндии. Проект выполнялся на принципе социального партнерства между государственными структурами (Министерство образования , Министерство культуры и межнациональных отношений Республики Марий Эл), научными и образовательными учреждениями (Марийский институт образования, Марийский государственный университет в лице кафедры марийского языка, образовательные учреждения г. Йошкар-Олы и республики) и общественными некоммерческими организациями.
Участниками проекта разработаны и изданы учебно-методические материалы по современным моделям и методикам многоязычного образования (изданы и переданы учителям 3 наименования методических пособий для учителя в переводе из эстонского языка по согласованию с эстонскими коллегами), проведены обучающие семинары, тренинги и т.п. для учителей, конференции с участием педагогов, ученых и государственных чиновников, ответственных за реализацию образовательной и национальной политики в Республике Марий Эл и выездные в регионах партнеров ПФО (всего более 400чел.)
Адаптируется к условиям Марий Эл уникальная методика языкового погружения как модель преподавания и использования языков народов России в школьном образовании в полиэтническом регионе. Данная методика, как отмечалось, успешно используется во многих странах мира: Канаде. США, Финляндии, Дании, Эстонии и т. д. Реализация проекта начата в РМЭ, Республике Коми, Мордовии, Удмуртии, изъявили желание к сотрудничеству специалисты образования Республик Башкортостан, Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа – по приглашению коллег из ХМАО в декабре 2008г. проведены семинар-тренинг и мастер-классы для учителей родных языков ХМАО. Положительным моментом и признанием успешности реализации проекта можно считать и то, что проект в числе 600 проектов РФ включен в справочник МО РФ «Общественные ресурсы образования» и был представлен на Российском образовательном Форуме в г. Москве в 2004 и 2005 г.г.
В Республике Марий Эл проект начал свои первые шаги в нескольких ОУ: ЦО № 18, гимназия №14, МДОУ № 29 г. Йошкар-Олы, МДОУ «Шанавыл» («Радуга») и Верхушнурская СШ Советского района. Всего данной методикой было охвачено около 200 учащихся.
В настоящее время изданы первые учебно-методические пособия (6 наименований) для учащихся и учителя по обучению марийскому языку методом языкового погружения, финансирование – Общество М.Кастрена (Финляндия).
В планах –расширение числа школ, желающих заниматься по данной методике.
Также получил реализацию региональный проект ОО «Марий туныктышо» «Живи в веках, родное слово!», получивший грант Президента РМЭ в области этнокультурных и межнациональных отношений. Цель проекта – проведение цикла обучающих семинаров-тренингов в регионах компактного проживания мари за пределами республики по использованию методики языкового погружения при обучении марийскому языку. Финансирование проекта — Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ в рамках Республиканской целевой программы по этнокультурному и межнациональному развитию.
Посильную помощь активисты ОО «Марий туныктышо» оказывали и педагогам регионов компактного проживания мари. Так, в течение последних трех лет участвовали на выездных семинарах для учителей Свердловской области в рамках курсов повышения квалификации согласно плану-графику Свердловского института образования: проведены семинары-практикумы в Верх-Потамской ООШ Ачитского района (2006-07г.г.) и Ювинской СОШ Красноуфимского района (2008г.) На семинарах рассматривались вопросы преподавания марийского языка и культуры в условиях многоязычного общества, учителями-практиками из Марий Эл проводились мастер-классы, практические занятия. Участники семинаров были ознакомлены с опытом работы лучших учителей РМЭ. Такая работа планируется ОО «Марий туныктышо» и в будущем, активисты организации, передовые, творчески работающие учителя республики Марий Эл готовы делиться своим опытом, продолжать оказывать помощь коллегам и из других регионов РФ, также вносить свой посильный вклад в дело развития и преподавания марийского языка и культуры в регионах компактного проживания мари за пределами РМЭ в субъектах РФ. Следует отметить и то, что учителя-активисты, работающие по методике языкового погружения достойно представляют свой опыт и на Российском уровне. Об этом лишь два ярких примера.
1. 15-16 ноября 2007г. в г. Москве состоялся I Всероссийский форум по проблемам развития и функционирования родных языков: «Языки народов РФ – национальное богатство общества и государства», организованный Федеральным институтом развития образования при поддержке Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
В рамках форума состоялись:
— научно-практическая конференция «Языковая политика РФ на современном этапе: проблемы и перспективы»;
— круглые столы и презентации;
-Всероссийский конкурс учителей родных языков;
От РМЭ на форуме принимали участие руководитель ОО «Марий туныктышо» З.С.Артюшкина. Она принимала участие в обсуждении вопросов многоязычного образования на круглом столе «Современное языковое образование в условиях поликультурности» и оказывала методическую помощь при подготовке учителя от республики к участию на I Всероссийском конкурсе.
В конкурсе учителей родных языков участвовала Ягодарова Эльвира Сергеевна, учитель марийского (государственного) языка МОУ «СОШ №3» п. Советский Советского района, победитель республиканского (август 2007г.) конкурса лучших научно-методических разработок по родным языкам. Она презентовала методическое пособие «Тематическое планирование занятий по обучению марийскому языку методом языкового погружения в 1-м классе», подготовленное в соавторстве с З.С.Артюшкиной и опыт применения методики языкового погружения при обучении марийскому языку как неродному, провела мастер-класс по практическому использованию данной методики в своей работе. Пособие в настоящее время издано. Учительница (Ягодарова Эльвира Сергеевна) признана победителем I Всероссийского конкурса в номинации учитель-новатор и награждена дипломом победителя Актив организации считает, что победа Ягодаровой Э.С., как учителя родного языка Республики Марий Эл, на конкурсе такого высокого уровня – это значимое достижение для системы образования республики и, конечно, для нашей общественной организации, которая не первый год занимается развитием идей многоязычного образования в республике. А одной из важнейших составляющих многоязычного образования, как известно, является международнопризнанная эффективная методика языкового погружения. Мы очень сожалеем, что победа учительницы на таком высоком уровне осталась в республике незамеченной. Учительница Ягодарова Э.С., достойно представившая учителей родных языков республики на Всероссийском конкурсе, думаем, заслуживает достойного внимания и в республике.
2. Следующий яркий пример – это проведение мастер-классов и выступление из опыта работы на семинаре в рамках курсов повышения квалификации учителей родного языка в Ханты –Мансийском институте развития образования (2-5 декабря 2008г.), куда были приглашены учитель марийского языка Симолова Ф.В., МДОУ «Шанавыл» г.Козьмодемьянска и Артюшкина З.С. Участники курсов дали высокую оценку опыту использования данной методики при обучении марийскому языку и высказали мнение о продолжении подобных встреч, готовность и желание использовать данную методику при обучении родным языкам ХМАО – Югра.
Активистами-учителями ОО «Марий туныктышо» при финансовой поддержке Общества М.Кастрена подготовлен и издан учебно-методический комплект по обучению марийскому языку методом языкового погружения. Комплект стал номинантом в Республиканском конкурсе «Книга года-2008» в номинации «Лучшая учебная книга». Комплект состоит из 6 наименований:
1. Тематическое планирование занятий по обучению марийскому языку методом языкового погружения. 1 класс. / Авт.-сост. З.С.Артюшкина, Э.С.Ягодарова Йошкар-Ола: Общественная организация «Марий туныктышо» 2008.-с.40 (на мар. (луг.)языке)
Пособие адресовано учителям начальных классов, ДОУ, работающим по данной методике, также может использоваться в качестве дополнительного пособия для организации интегрированных занятий при обучении марийскому языку по действующим в республике программам.
Тематическое планирование занятий представлено на основе интегрированных занятий обучения марийскому языку. Материал подготовлен на основе аналогичной эстонской программы языкового погружения с учетом и в соответствии с условиями и требованиями государственной программы обучения учащихся РМЭ.
2. Тематическое планирование занятий по обучению марийскому (горному) языку методом языкового погружения в 1 классе./ Авт.-сост. З.С.Артюшкина, Э.С.Ягодарова /Йошкар-Ола: Общественная организация «Марий туныктышо» 2008.-с.40
Пособие адресовано учителям начальных классов, ДОУ, работающим по данной методике, также может использоваться в качестве дополнительного пособия для организации интегрированных занятий при обучении марийскому языку по действующим в республике программам.
Тематическое планирование занятий представлено на основе интегрированных занятий обучения марийскому языку. Материал подготовлен на основе аналогичной эстонской программы языкового погружения с учетом и в соответствии с условиями и требованиями государственной программы обучения учащихся РМЭ.
3. Марий йылме: Паша тетрадь: 1-ше класс/ З.С.Артюшкина, Л.А.Чемекова ямдыленыт. Йошкар-Ола: Марий Эл Республикысе «Марий туныктышо» мер ушем, 2008.-72с.
Издание выпущено как дополнительное пособие в помощь учителю и учащимся . Оно может использоваться при обучении марийскому языку как методом языкового погружения, так и по действующим программам.
4.Кумыландыше марий йылме: марий йылмым йылмышындартыш йєн дене тунемаш сўретан паша тетрадь/Кымыландышы мары йїлмї: мары йїлмїм языковой погружени йєн доно тыменяш картинін піші тетрадь:М26 З.С.Артюшкина ямдылен.Йошкар-Ола: Марий Эл Республикысе «Марий туныктышо» мер организаций, 2008.100с.
Книга – рабочая тетрадь-раскраска – издана как дополнительное пособие в помощь учителю и обучающимся при изучении марийского языка, предназначена детям дошкольного возраста и начальных классов.
Может использоваться как при обучении методом языкового погружения, так и по действующим программам обучения марийскому языку на основе интегрированных занятий.
Отвечает требованиям существующих в республике программ обучения учащихся начальных классов и ДОУ.
5. Йочасадыште Марий йылмым йылмышындартыш йєн дене туныктымаш / Обучение марийскому языку методом языкового погружения в ДОУ: Пособие для учителя / Авт.-сост.З.С.Артюшкина, С.В.Грачева, О.Л.Искоскина, С.И.Метелкина,Ф.В.Симолова. – Йошкар –Ола: Общественная организация «Марий туныктышо». – 2008. – 320с.
В пособии представлено тематическое планирование занятий по обучению марийскому языку (на горном и луговом) методом языкового погружения в ДОУ, подготовленное на основе интегрированных занятий обучения языку с учетом и в соответствии с условиями и требованиями государственной программы обучения детей в ДОУ РМЭ.
Предлагается необходимый методический материал в помощь педагогам (из опыта работы МДОУ №3 «Шанавыл»(«Радуга») г.Козьмодемьянска). Издание может использоваться в качестве дополнительного пособия для организации интегрированных занятий при обучении марийскому языку, для организации музыкальных занятий уроков хореографии в ДОУ и также в начальной школе. Адресовано учителям марийского языка, воспитателям, музыкальным работникам, хореографам ДОУ, работающим по данной методике.
6. Шачмы вірем, цеверем…: 1-2 класслан піші тетрадь. / Серова В.В., Сергеева Л.А., Семенова З.Ф. йімдїленїт. – Йошкар –Ола: Мары Эл Республикыштышы «Марий туныктышо» общественный организации, 2008. – 68 с.
Пособие – рабочая тетрадь — адресовано учителям начальных классов для организации интегрированных занятий при обучении марийскому языку. Материалы пособия могут быть использованы при проведении различных уроков, материал подготовлен в соответствии с программой обучения учащихся начальной школы. Рабочая тетрадь также может быть использована воспитателями ДОУ для организации занятий в старших и подготовительных к школе группах.
Работа по подготовке к изданию и изданию учебно-методических материалов в помощь учителю организацией продолжается, надеемся, появится еще немало подобных пособий.
В мае месяце 2009 года увидела свет книга С.М. Пиганаевой , воспитателя МДОУ «Изи мўкш» с Пайгусово Горномарийского района «Изи мўкшлі їлені, сусунок тыменьїні». В книге представлен многолетний опыт работы Пиганаевой С.М. В организации подготовки книги к изданию и издании ее большую помощь оказала ОО «Марий туныктышо».
Учителя-активисты нашей организации успешно используют в своей работе современные инновационные технологии, в т.ч. информационно-коммуникационные. Со вместно со своими учениками и их родителями активно участвуют в исследовательской работе по изучению родного края, с материалами которых успешно выступают на различных конкурсах, фестивалях, конференциях и т.п. республиканского, межрегионального, Российского и международного уровней и завоевывают призовые места.
Своими достижениями с радостью делятся перед своими коллегами из разных регионов на мастер-классах, конференциях, семинарах и т.д. Так, одна из активистов организации , учитель ИКН (истории и культуры народов) МОУ «Олорская СОШ» Параньгинского района Эльвира Максимовна Кочергина проводила мастер-класс по теме «В гостях у народа мари» для участников заседания Совета Европы, проходившего в РМЭ в августе 2008 г. и получила самые высокие отзывы от участников.
Активное участие педагогов и учащихся в исследовательской работе подтверждаетих участие в республиканском конкурсе исследовательских проектов «Живи, мой край мари!» — «Чаплане, шочмо йылме, Марий мланде!». Конкурс также был инициирован ОО «Марий туныктышо» и проведен совместно с ГОУ ДПО ПК (С) «Марийский институт образования» в апреле 2007г.
Информационная справка
по итогам заключительного этапа республиканского очно-заочного конкурса совместных исследовательских работ педагогов и школьников по родным языкам и культуре народов Марий Эл «Чаплане, шочмо йылме, Марий мланде!» («Живи, мой край мари!»)
Заключительный этап конкурса состоялся 28 апреля 2007г. Согласно положению стартовал конкурс в ноябре 2006г.
На участие в конкурсе было подано 156 работ, авторами которых являлись учащиеся (отдельные или группы учащихся) под руководством педагогов. В конкурсе приняли участие специалисты образования ДОУ, ООУ и системы дополнительного образования. Отрадно отметить, что в числе участников были как руководители вышеназванных учреждений, так и учителя-предметники разных образовательных областей, воспитатели и , что особенно важно, родители учащихся.
Материалы на конкурс согласно положению предварительно подавались в 9 номинаций. Решением оргкомитета и по согласованию с жюри на заключительный этап все материалы были сформированы в 5 основных номинаций:
1. «Калык ойпогын шортньо чинчыже-влак» («Золотые россыпи народной души»);
2. «Мастар ен деч паша лудеш» («Дело мастера боится»);
3. «Мыйын тукымвожем» («Моя родословная»);
4. «Марий Элын чолгашудыржо-влак» («Светочи Марий Эл»);
5. «Шочмо мландемын ончыкылыкшо» («Будущее моего родного края»);
На заключительном этапе (непосредственно на защите – электронной презентации конкурсных работ) приняло участие 159 человек представителей муниципальных образований республики. К сожалению, не были представлены 3 муниципальных образования : Куженерское, Оршанское и г. Волжск. В то же время самое активное участие приняли следующие муниципальные образования, представившие 10 и более конкурсных работ:
Горномарийский РОО – 14работ,
Звениговский РОО – 22 раб.
Мари-Турекский РОО – 11 раб.
Медведевский РОО – 21 раб.
Моркинский РОО –15 раб.
Параньгинский РОО –10 раб.
Сернурский РОО – 16 раб.
Особо следует отметить и тот факт, что активное участие приняли отдельные ОУ из некоторых районов. В их числе: Емешевская СОШ Горномарийского р-на, Кокшамарская, Кужмаринская и Исменецкая СОШ Звениговского р-на, Мари-Турекская и Мари-Куптинская СОШ Мари-Турекского р-на, Русско-Кукморская и Люльпанская СОШ Медведевского р-на, Олорская и Параньгинская СОШ Параньгинского р-на, МДОУ «Сернурский центр развития ребенка «Колокольчик» и Сернурская СОШ №2 Сернурского р-на, Большекарамасская СОШ Волжского р-на.
Работы конкурсантов оценивало компетентное жюри (по 3 чел. в каждой номинации) из числа специалистов ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», ученых вузов (МарГУ, МГПИ им. Н.К.Крупской, МарНИИ им. В.Васильева) и независимых педагогов-практиков.
Своими достижениями успешно делились учителя на секции «Инновационная деятельность в области
национально-регионального образования» в рамках мероприятия «Межрегиональный форум «Финно-угорский этнокультурный проект», который проходил 15-18 мая 2007года в г. Йошкар –Оле. (Информационная справка прилагается ниже).
Наш семинар-презентация «Инновационная деятельность в области национально-регионального образования» за два дня работы позволил выступить 60 участникам. В их числе были ученые, методисты, учителя-практики, представители администраций образовательных учреждений, учащиеся республик Мордовия, Коми, Удмуртии, Марий Эл и Свердловской области.
В своей работе исходили из понимания, что «…Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса)…».
Отвечали на вопрос: «Как возможна инновационная образовательная деятельность? …Она не возможна «по схеме». Она… создается на основе личной или групповой инициативы… – из анализа и разрешения каких-то противоречий… Образовательные инициативы … выходят далеко за границы чисто учебной деятельности. Они ориентированы… на образовательные инновации в широком смысле этого слова…».
Сегодня можем сказать, что в своем большинстве выступающие взяли четкий ориентир именно на такое осмысление в своих проектах.
21-й век нам диктует серьезное отношение к компьютерной технике и технологиям. Это было продемонстрировано выступающими Остаповой Зоей Васильевной, заведующей лабораторией Сыктывкарского педколледжа №2, кандидатом педнаук «Обучающая компьютерная игра на коми и русском языках для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Игры с Кикуруллю», Самосадной Людмилой Геннадьевной, учителем истории и ИКН МЭ, заместителем директора средней школы №30 г.Йошкар-Олы «Информационно-коммуникационные технологии и исследовательская работа школьников по предметам национально регионального компонента», группой выступающих во главе с директором школы Танеровой Алевтиной Николаевной (Сернурская СШ №2), Ямуловой Лидией Алексеевной, учителем Звениговской СОШ №2 «Интернет и ИКТ на уроках марийского языка и ИКН МЭ».
Активно обсудили вопросы современного языкового образования, особенностей на региональном уровне, проблемах и путях развития.
Аудитория, специалисты системы образования финно-угорского мира с пониманием восприняли проект, реализующийся в течение ряда лет «Многоязычное образование, как ключ к развитию и интеграции», представленный общественной организацией «Марий туныктышо» и поддержанный Министерством образования РМЭ. В рекомендациях семинара участники предложили расширить географию применения языкового погружения, которая лежит в основе реализации данного проекта.
Автор учебно-методического комплекта по русскому языку для финно-угорских школ Турова Галина Анатольевна (НИИ национального образования, Республика Удмуртия), канд. педнаук выступила с рекомендациями по обучению русскому языку в начальных классах финно-угорских школ.
Проникнуты заботой о своем родном крае, малой родине и воспитании подрастающего поколения социально-значимые проекты образовательных учреждений, педагогов и учащихся в проектах «Живи, цвети, мое село!» (Олорская СОШ, Параньгинского района, Марий Эл), «Жизнь, как яркая звезда» (Исменецкая СОШ, Звениговского района, Марий Эл), «Марийский японец Виталий Силин» (Мари-Турекская СОШ), «Знать, чтобы любить» (МДОУ «Теремок», г.Козьмодемьянск).
Удачно и интересно прошли мастер-классы учителей-практиков всех представленных регионов по предметам национально-регионального компонента.
Все участники семинара одобрили проект-встречу и высказали слова благодарности организаторам Межрегионального форума «Финно-угорский этнокультурный проект» и приняли за основу рекомендации секции семинара-презентации о развитии дальнейшего сотрудничества в области образования финно-угорского мира, который видится нам в новом проекте под условным названием «Финно-угорский школьный мир».
Учительство финно-угорского мира готово к дальнейшему сотрудничеству и желает всем здоровья, творчества, добра и мира!
Мероприятием, получившим положительные отзывы и пожелания продолжить подобную практику, был прошедший 24-26 апреля 2009г. «Марий Форум». В рамках данного Форума был реализован проект ОО «Марий туныктышо» «Межрегиональный педагогический Форум «Марий туныктышо». На педфоруме приняли участие педагоги марийского языка, литературы, культуры как из РМЭ, так и из всех регионов компактного проживания мари в субъектах РФ. Педагогическая общественность поднимала вопросы сохранения, развития, ревитализации марийского языка и культуры в системе образования, был представлен лучший опыт педагогов регионов и Марий Эл. Однозначно было высказано мнение – продолжить такую практику.
Таким образом, основная деятельность нашей организации направлена на достижение основных уставных целей. Для этого необходимо проводить различного рода деятельность. Очень хорошие результаты дает, как мы убеждаемся, работа по участию в реализации проектов по достижению поставленных целей, чем мы и занимаемся. Планов на будущее и активных педагогов, желающих работать, много… Думаем и надеемся, что вместе мы сможем сделать много полезного и нужного для системы образования республики, учительства и, самое главное, для будущих поколений – сохранить, развить язык и уникальную культуру нашего народа! Для этого мы должны сделать еще немало!