Культурно-познавательный туризм в Республике Марий Эл

[size=15]Доклад заместителя Председателя Правительства, министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл М.З. Васютина на XVI заседании Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации (г. Йошкар-Ола, 28 сентября 2012 г.).[/size]

report_foto_1_0.JPGИдея использования культурного потенциала для развития туризма не нова. Как и понимание того, что туризм, в свою очередь, также является ресурсом не только для развития экономики, но и культуры. Он способен стимулировать процессы сохранения культурного наследия, обогащения культурной жизни, гуманитарного развития личности и целых сообществ, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Ведь туризм не только потребляет, но и создает организационные и материальные условия в сфере культуры, придает носителям культуры, чувства гордости и ответственности за уникальное наследие, а туристам чувства уважения и осознание уникальности мирового культурного, языкового и религиозного разнообразия.

Глобальный этический кодекс туризма, принятый Генеральной Ассамблеей Организацией Объединенных Наций в 2001 году именно так и определяет туризм как сферу, использующую культурное наследие человечества и одновременно вносящую свой вклад в его обогащение.

В последние годы тема взаимовыгодного использования потенциалов культуры и туризма становится полноправной частью повестки дня деятельности муниципальных, региональных и федеральных властей. Частные и общественные инициативы, некоммерческие и коммерческие проекты в области туризма становятся частью программ регионального развития, объектами поддержки со стороны местного самоуправления и государства.

report_foto_7_0.JPGМарий Эл также не остается в стороне от таких процессов. У нас имеется богатое культурное наследие и накопленный десятилетиями потенциал отрасли культуры. В сочетании с уникальной разнообразной природой, которой по праву славится наш край, а также бурно развивающейся инфраструктурой и городской архитектурной средой (с чем многие из коллег, присутствующих здесь успели познакомиться), это становится серьезной основой для развития культурно-познавательного туризма в нашем регионе.

«Земля Мари. Наследие, рожденное природой» – так звучит один из туристических брендов Марий Эл. Он совершенно точно передает то значение, которое мы придаем традиционной культуре, тесно связанной с природой, в которой она родилась.

Наш край интересен своим расположением. Испокон веков вблизи него находятся водные и сухопутные пути, по которым происходит общение Востока с Западом. В непосредственной близости находились центры влияния, которые сейчас мы называем мегаполисами. При этом природа марийского края, уклад жизни остаются почти не тронутыми – уже в нескольких километрах от трансконтинентальных магистралей начинаются уникальные карстовые озера, леса, урочища и заповедные места, селения, с традиционным образом жизни, хозяйствования и культурой.

Особое географическое положение региона повлияло на формирование поликультурной общественной среды. Пять этнических групп – это марийцы, русские, татары, удмурты, чуваши – являются коренными жителями региона и мирно сосуществуют на протяжении многих столетий.

report_foto_2_0.JPGЭто наложило особый отпечаток и на религиозную жизнь. Официальное признание у нас имеют три традиционные для нашего региона конфессии: Православие, Ислам и Марийская Традиционная Религия. При этом уникальность ситуации заключается в том, что как Православие, так и Ислам, будучи мировыми религиями, имеют в нашем крае особые традиции и особенности. А Марийская Традиционная Религия (по-марийски Марий Юмыйӱла) – пожалуй, единственная в Европе, дохристианская конфессия, имеющая официальное организационное оформление, законную регистрацию, богатые традиции религиозной жизни, широкую практику и распространение среди населения.

Этнокультурный фактор на протяжении многих десятилетий играет ключевую роль в формировании региональной культурной политики. Это сказалось не только на особенностях формирования системы поддержки традиционной культуры, народного творчества, самодеятельности, сети сельских клубных учреждений, но и на развитии театрального, музыкального, изобразительного, хореографического искусства, музейного и библиотечного дела, системы профессионального образования в области культуры.

Поэтому, говоря о культурно-познавательном туризме (в т.ч. этнотуризме) в Республике Марий Эл, вполне справедливо было бы рассматривать в комплексе весь или почти весь спектр культурных благ, создаваемых в нашем регионе.

Но, конечно, в основе современной культурной жизни лежит традиционная культура. Это предмет нашей гордости. Ведь в Марий Эл она сохранилась в первозданном виде, имеет широкое бытование, по праву привлекает интерес наших гостей со всего мира.

report_foto_4_0.JPGДля относительно малочисленного населения мы имеем большое количество активно действующих и поддерживаемых сетью государственных и муниципальных учреждений культуры фольклорных ансамблей. Общее число марийских, русских, татарских, чувашских, удмуртских ансамблей в республике составляет 137. И это только самодеятельные любительские объединения. При этом очень важно подчеркнуть то, что, как правило, фольклорные ансамбли (даже детские) никогда не ограничиваются лишь одним жанром фольклора.

Как правило, это универсальный коллектив с универсальными участниками, способный не только выступать на сцене фольклорного фестиваля, но и поддержать, быть основой родового или общинного праздника, провести обряд, встретить и угостить – выполнить весь комплекс действий традиционного культурного уклада. То есть наши фольклорные ансамбли – это яркое видимое выражение традиционной жизни, бытования традиционной культуры в народе. Крайне интересно наблюдать, когда участники фольклорного коллектива вместе с родными и односельчанами участвуют в свадебном кортеже или религиозных обрядах, праздновании календарных и обрядовых праздников, других значимых событиях в жизни местного сообщества. На наш взгляд это прекрасный пример того, как поддержка сети сельских учреждений культуры сказалась на сохранении, а где-то и возврате традиционной культуры в естественную среду бытования.

report_foto_5_0.JPGКак и в ситуации с фольклором, в области декоративно-прикладного творчества и художественных ремесел, Марий Эл также имеет огромный потенциал. Достаточно сказать, что в республике насчитывается около 2 тысяч мастеров, функционируют исторически сложившиеся традиционные центры народных художественных ремесел и промыслов. Почти в половине районов республики занимаются лозоплетением и корзиночным ремеслом. отп вклады Работой по марийской вышивке и народному костюму славятся мастера центральных и восточных районов Марий Эл. Ткачество является действующим промыслом на западе и в юго-восточной части республики. Традиционной резьбой по дереву активно занимаются в пяти, а художественной обработкой бересты в двух районах. У нас есть бондари, кузнецы, кожевенных дел мастера, изготовители народных музыкальных инструментов. Многие мастера объединены в студии, артели, дома умельцев. В этих объединениях ведется постоянная работа в направлении изучения, исследования ремесел, обучения подрастающего поколения мастеров.

Конечно, такое многообразие не может не давать своих плодов. В республике на постоянной основе в форме общинных, районных, городских мероприятий проводятся многочисленные традиционные праздники. Русские – Рождество, Масленица, Красная горка, Пасха, Яблоневый спас, Троица, Ильин день и другие; марийские – Шорыкйол, Ӱярня, Кугече, Семик, Пеледыш пайрем, Ага пайрем, Индеш кугарня, У кышал пайрем, Ӱдырсий (Девичий пир), Коҥгапайрем (Праздник печки) и другие, татарские – Навруз, Рамазан, Сабантуй, удмуртские – Гронд быдтон, чувашский – Акатуй.

report_foto_6_0.JPGПрактически каждый район и даже сельское поселение имеют свой собственный ежегодный фестиваль в области фольклора, декоративно-прикладного творчества и художественных ремесел. И, конечно, на республиканском уровне проводятся фестивали и праздники, которые имеют не только региональное, но и межрегиональное и, даже можно сказать, всероссийское значение.

Марийский традицонный летний праздник Пеледыш пайрем, татарский Сабантуй, удмуртский Грон быдтон, чувашский Акатуй собирают фольклорные коллективы, участников и зрителей из ближних и дальних регионов России.

Многие другие региональные фестивали мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел, музыки, фольклора переросли в межрегиональные и всероссийские. Здесь можно в первую очередь упомянуть уникальный Фестиваль национального костюма «Марий вургем унала ӱжеш» («Праздник марийского костюма приглашает в гости»), объединяющий мастеров, модельеров по народному костюму со всей страны.

Наша особая гордость – родившийся недавно фестиваль этнической музыки «Вӱдшо йога» (Воды текут…), проходящий в честь наших великих земляков-композиторов Якова Эшпая и Андрея Эшпая. В рамках одного фестиваля на концертных площадках под открытым небом можно услышать как традиционную, так и классическую, джазовую, эстрадную музыку. Несомненно, данный фестиваль займет достойное место в ряду российских музыкальных фестивалей.

Фестиваль национальной эстрадной музыки «Ший памаш» (Серебряный родник) собирает молодых исполнителей и поклонников из многих регионов России.

report_foto_9_0.JPGМежрегиональный фольклорно-этнографический праздник «Земля предков» за совершенно короткий срок из скромного муниципального мероприятия перерос в межрегиональное событие. В живописную долину реки Арда собираются тысячи участников и зрителей, фольклорных исполнителей и мастеров декоративно-прикладного творчества. Кстати необходимо отметить, что организаторы именно этого фестиваля одним из первых начали взаимодействие с туриндустрией. Туристический комплекс «Раздолье», находящийся поблизости, выступил спонсором и соорганизатором, в результате чего и расширились географические границы фестиваля.

Особое место в череде крупных фестивалей занимает Певческий праздник «Пеледыш айо» («Праздник цветов»). На протяжении 11 лет ежегодно он проходит в Горномарийском районе на Певческой поляне – просторном живописном берегу слияния двух рек – Большой Юнги и Волги и собирает поклонников хорового пения и слушателей из Марий Эл и соседних регионов.

Сами по себе эти мероприятия – праздники и фестивали, начиная с местного и заканчивая межрегиональным уровнем – не только являются важнейшим инструментом культурной политики в деле сохранения традиционной культуры, обогащения культурной жизни наших граждан. Они являются серьезнейшим фактором культурно-познавательного туризма. Даже не будучи включены в туристические маршруты и туры они уже фактически явились объектами внутрирегионального и въездного туризма. Начиная с начала 2000-х годов мы наблюдаем значительное увеличение числа посетителей данных мероприятий, как за счет жителей нашей республики, так и приезжих из других регионов. То есть ради приобщения к традиционной культуре, ради участия в культурном мероприятии люди делают выбор и едут за десятки и сотни километров, находят ночлег, пропитание…

Точно такую же ситуацию мы наблюдаем на протяжении многих лет и в посещении ремесленных центров – жители Марий Эл, жители других регионов специально едут, чтобы познакомиться с ремеслом, приобрести изделия мастеров, научиться самостоятельно изготавливать вещи своими руками.

report_foto_8_0.JPGВажнейшей частью культурно-познавательного туризма является посещение музеев. Практически каждый школьный или муниципальный музей Марий Эл имеет достойную коллекцию, посвященную этнографии марийского и других народов нашего региона. Что же касается крупных музеев, то, как нам представляется, они вполне удовлетворяют разнообразным запросам самых искушенных посетителей. Это и глубокое знакомство с культурой, этнографией и историей Марийского края в Национальном краеведческом музее, и знакомство с традиционной архитектурой и бытом в Этнографическом музее под открытым небом, и приобщение к марийскому изобразительному искусству в Марийском музее изобразительных искусств и Национальной галерее…

При этом очень важно отметить, что в последнее время музей перестает быть застывшим явлением. Работники музеев создают разнообразные интерактивные и анимационные программы, проводят мастер-классы, курсы, лектории. То есть музеи становятся центрами культуры, центрами активного проведения досуга, приобщения к истории и культуре. Это проявляется в росте числа посещений как жителями Республики Марий Эл, так и гостями из-за пределов. Правда на это влияет и географический фактор. Так Этнографический музей под открытым небом в г.Козьмодемьянске благодаря расположению на Волге посещает многократно большее количество гостей из-за пределов региона, нежели музеи в г. Йошкар-Оле.

Здесь необходимо отметить, что в настоящее время начато строительство музея истории и археологии Марийского края, который, несомненно, станет еще одним объектом интереса как жителей республики, так и наших гостей.

Другим немаловажным аспектом культурно-познавательного туризма являются памятники – недвижимые объекты культурного наследия. Всего в республике насчитывается 1126 таких объектов. В их число входят памятники истории и архитектуры, монументального искусства археологии, культурно-ландшафтные памятники.

Вообще сами по себе объекты культурного наследия не только являются частью туристического интереса, но и формируют целые туристические направления. Это, например, жемчужина Поволжья – Замок Шереметьева – уникальный памятник истории, архитектуры и, в каком-то смысле, местной традиционной культуры заветлужской части Республики Марий Эл. Или другой пример – памятник археологии «Гора Аламнер» – древнемарийский город – к которому теперь на ежегодные фестивали собираются клубы реконструкции и зрители из многих регионов России.

В этой связи также особо надо отметить паломнический и религиозный туризм, который напрямую связан с посещением памятников истории и культуры. Сейчас в Марий Эл наблюдается бурный рост интереса к христианским святыням, а также к религиозной жизни приверженцев Марийской Традиционной Религии. Поэтому важное значение мы придаем тому, что в Республике Марий Эл почти все культовые объекты 3-х традиционных для нашего региона конфессий взяты под охрану государства. Это храмы, мечети, священные рощи и другие объекты религиозного назначения.

Пожалуй, одним из наиболее привычных видов туризма в Марий Эл, богатой уникальной природой, являются классические туристические походы краеведческих и любительских исследовательских групп? Это направление туризма, уходящее корнями еще в краеведение советских времен – поход пешком, на велосипедах, на внедорожниках, на лыжах, на лошадях и, даже, на лодках целью которого является не любовь к туризму как к виду спорта, а как к способу познания мира, как стремление приобщиться к культуре, истории, легендам и мифам уникального Марийского края. Школьные краеведческие отряды расчерчивают своими маршрутами карту Марий Эл. Клубы экстремальных путешественников из Москвы, Казани, других городов и весей приезжают в марийские деревни, слушают легенды, посещают волшебные места, а затем, вернувшись домой, рассказывают о своих впечатлениях на интернет-сайтах.

Все эти скромные примеры подчеркивают особенность Марий Эл с точки зрения культурно-познавательного, этнического туризма.

Эта особенность Марий Эл не могла не отразиться на развития отрасли туризма как таковой в нашей республике. Наличие такого потенциала в виде носителей фольклора и бытования традиционной культуры, традиционных промыслов и ремесел, памятников истории и культуры, музеев, учреждений культуры создало прекрасные предпосылки для ее развития. Поэтому вполне объяснимым стало то, что туриндустрия стала сотрудничать с культурой. Конечно, не стоит преувеличивать достижений в данной сфере, можно сказать, что мы находимся в начале пути, но кое-что уже сделано.

Самые простые вещи – это включение объектов традиционной культуры – памятников, музеев, домов ремесел и мастерских, деревень и сел, фестивалей и праздников в туристические маршруты и информационные ресурсы о туризме. Не только деятели туризма озабочены данным вопросом. Отрасли культуры – республиканским и муниципальным учреждениям в настоящее время поставлена задача активно продвигать информацию о мероприятиях, объектах культуры при тесном сотрудничестве с туристическими информационными ресурсами и разработчиками туристических маршрутов. (Кстати, надо сказать, что сейчас разрабатывается специальный проект для интеграции деятельности учреждений культуры и Информационно-туристического центра Республики Марий Эл).

Более сложная задача в культурно-познавательном туризме в части его этнической составляющей – это разработка специальных тематических туров, посвященных традиционной культуре. На самом деле эта работа не так проста, как кажется на первый взгляд, если мы действительно имеем в виду приобщение к настоящей традиционной культуре, а не к новоделу с лубочными теремками и псевдо раритетами. Фактически разработчик такого тура должен совмещать в себе не только навыки туроператора, но также продвинутого культорганизатора, этнографа, менеджера социокультурной работы. Он не только должен уметь организовать доставку туриста до места соприкосновения с традиционной культурой. Он должен суметь деликатно технически, организационно, творчески и содержательно адаптировать культурный ресурс к восприятию приезжими туристами. Ведь это очень нелегкая культур-менеджерская задача, например, сподвигнуть носителей традиционной культуры, которые привыкли жить замкнуто, открыть свой мир окружающим, да еще и так, чтобы он стал понятен чужакам.

Не менее важное умение в этом деле – также и не навредить и, по возможности, принести пользу.
В упоминавшемся выше Глобальном этическом кодексе туризма говорится о том, что туристская политика и деятельность осуществляются на основе уважения художественного, археологического и культурного наследия в целях его защиты и сохранения для будущих поколений, что туристическую деятельность следует планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к их стандартизации и обеднению, что финансовые средства, получаемые благодаря посещениям объектов и памятников культуры, следует хотя бы частично использовать для поддержания, охраны, улучшения и реставрации этого наследия. Согласитесь для всех нас, помнящих какими темпами в советское время фольклор превращался в «этнографические консервы» для массового сценического потребления, очевидна опасность некорректного потребительского развития этнотуризма.

Думаю в Марий Эл, как и во многих других регионах России удается решать такие задачи.

Например, это создание в местах пребывания туристов специальных небольших этнографических музеев, этнографических домов, где собираются своеборазные этнографические коллекции, знакомящие с традиционным бытом, оборудуется традиционная мастерская и, даже, кухня. Это не оказалось сложной задачей видимо потому, что опыт создания школьных, сельских краеведческих музеев, уголков традиционной культуры в Марий Эл насчитывает десятки лет истории. С одной стороны этнографический дом, изба – это что-то вроде музея, но с другой стороны это бытовая среда, в которой можно провести время, прослушать лекцию, провести мероприятие, продегустировать блюда национальной кухни… Сами хозяева – сельские жители организуют и обслуживают такие дома, принимают в них гостей.

Но есть и другие примеры, когда туристам предлагается посетить и, даже, пожить в настоящем жилом доме с настоящей марийской семьей – вплоть до участия в работе по домашнему хозяйству, уходу за скотом, заготовкой сена. Это непростой способ приема гостей.

Но гораздо более сложным является организация знакомства туристов с обрядами, в том числе и в рамках традиционных праздников и ритуальных событий. Ведь всегда желательно, чтобы это было аутентично и натурально, но не все традиционные ритуалы терпят присутствия посторонних, не все пригодны для показа. Конечно, наиболее простым является инсценировка. И во многих случаях она используется. Но, как показывает опыт успешных туристических культорганизаторов (если можно так выразиться) во многих случаях удается обходиться без этого.

Сейчас нашими туристическими менеджерами совместно с носителями традиционной культуры предлагаются такие туры, где фактически каждый шаг туриста начиная от посещения святых мест и заканчивая участием в играх и развлечениях, либо обучением прикладному мастерству в мастерской ремесленника или кузнеца, естественным образом сопровождается натуральными обрядами и ритуалами – все делается так, как должно быть, с тем духовным отношением и ритуальным оформлением, которое присуще традиционной культуре. Это очень непростая задача для турорганизаторов!

Сложнейшей и дорогостоящей задачей является создание инфраструктуры – средств размещения, питания, транспорта. Ведь она должна наибольшим образом соответствовать целям развития культурно-познавательного туризма, особенно, в части этнотуризма.

Создать ощущение погружения в соответствующую атмосферу для тех, кто не отдает в своих поездках предпочтения фешенебельным отелям – это целая наука. Один из путей решения – создание гостевых домов. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда сельские и районные администрации осознав значимость развития туризма, при поддержке специалистов Информационного туристического центра и туроператоров поощряют сельских жителей строить новые или переоборудовать пустующие дома под гостевые. Таких по республике уже насчитывается десятки. Они объединяются в соответствующие сети для того, чтобы совместно продвигаться на рынке услуг. Теперь их уже можно находить и через сеть Интернет.

Но есть и более амбициозные проекты – создание гостиничных и рекреационных комплексов с этническим колоритом и, даже, этнодеревень. В настоящее время действуют несколько таких комплексов. Наиболее известные из них – «Раздолье» и «Визимбирь».

Здесь предоставляется весь комплекс услуг из сферы этнотуризма – погружение в культурную среду через посещение этнографической избы, приобщение к традиционным обрядам, изучение языка, песен, участие в реальных праздниках, дегустация и участие в изготовлении блюд традиционной кухни, народная медицина и восстановление здоровья, традиционные игры и развлечения, обучение прикладному творчеству, рыболовство и охота традиционными способами и тому подобное.

При поддержке Правительства Республики Марий Эл группой компаний «ВладИнвестТур» разработан проект гостинично-туристического комплекса и образовательного центра «Парк-отель «Марийская этнографическая деревня». Комплекс выполнен в точном соответствии с марийскими архитектурными традициями в сочетании с современными технологическими решениями. В настоящее время проект находится на стадии поиска инвесторов.

На наш взгляд культурно-познавательный туризм в Республике Марий Эл не должен ограничиваться лишь этнотуризмом в сельскую местность. Как уже говорилось выше, весь наш культурный потенциал в основе имеет традиционную культуру, обусловлен этнокультурными особенностями нашего региона. Поэтому, этнотуризм, как одно из направлений культурно-познавательного туризма на наш взгляд может подразумевать также и знакомство с классической и эстрадной музыкой, с драматическим театром, с оперой и балетом, с изобразительным искусством Республики Марий Эл. Ведь в той или иной мере эти пласты культуры являются наследием, настоящим и будущим нашего народа.

Мы имеем прекрасную марийскую классическую музыку, оперу и балет, драматургию. В республике работает 5 театров, работающих на марийском, горномарийском, русском языках, что, согласитесь, для относительно большого региона немалое количество. Важно отметить, что спектакли, идущие на марийском языке доступны русскоязычному зрителю, так как все они в обязательном порядке идут в синхронном переводе на русский язык. Согласитесь, посещение национального драматического театра – один из лучших способов приобщения к национальной культуре, понимания традиционной культуры народа.

Один из лучших способов знакомства с марийским танцем – концерты нашего ансамбля песни и танца «Марий Эл».

В настоящее время строится новое здание кукольного театра, который, несомненно, станет привлекательным объектом семейного туризма. Его репертуар включает в себя разнообразные постановки и, прежде всего, спектакли на марийском или русском языке на основе марийского фольклора, мифов, легенд и сказок.

report_foto_3_0.JPGБлизко к завершению строительство здания Марийского театра оперы и балета имени Эрика Сапаева. Сейчас в нем завершается монтаж органа, изготовленного во Франции. Необходимо отметить, что в репертуаре театра не только произведения мировой классики, но и творения марийских композиторов и балетмейстеров.

Театр имеет давние и богатые традиции фестивальной деятельности. Это проведение фестивалей оперы и балета «Зимние вечера», «Летние сезоны», «В честь великой балерины Галины Улановой». Считаем, что новое здание театра позволит расширить творческие возможности, стать одним из центров оперного и балетного искусства Поволжья.

Здания и сооружения культуры украшают нашу столицу. Город меняется очень быстро, появляются новые памятники, которые увековечивают марийские традиции и историю нашего края, сохраняют память о российских поэтах и писателях, воспитывают бережное отношение к семье. Визитной карточкой этих преображений стали часы на площади Оболенского-Ноготкова и Патриаршей площади, посвященные темам из библейских сказаний. Город становится комфортным для жителей и привлекательным для туристов.

Представляется, что уникальная, нетронутая природа, атмосфера прекрасной, тихой и уютной столицы, развивающаяся дорожная и туристическая инфраструктура, многочисленные памятники, богатая, насыщенная событиями культурная жизнь, и, как жемчужина в этой оправе – богатые и уникальные народные традиции, являются достойным ресурсом для развития туризма в Республике Марий Эл.

В работе над докладом принимали участие:

Э.А. Юзыкайн, начальник отдела межнациональных и межконфессиональных отношений Министерства культуры, печати и по делам нациолнальностей Республики Марий Эл;

Т.В. Кириллова, ведущий методист Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности.