В Йошкар-Оле состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «XVI Евсеевские чтения»

В Национальном музее Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева состоялось торжественное открытие Всероссийской научно-практической конференции «XVI Евсеевские чтения».

Тема конференции этого года – наставничество в музейном пространстве: история, опыт и потенциал.
В конференции приняли участие свыше 130 человек из 15 регионов страны: 6 областей (Ульяновская; Оренбургская; Вологодская; Нижегородская; Амурская; Мурманская); 5 республик (Марий Эл; Коми; Карелия; Татарстан; Чувашии), Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, Москвы и Санкт-Петербурга. Прозвучало 50 докладов на 3-х сессионных площадках.

Конференция началась с открытой дискуссии. Результатом обсуждения стало предложение обсудить на Совете ПФО перспективы создания системы наставничества среди приволжских музеев. Работу конференции продолжили 3 сессии.

Первая сессия «История музейного наставничества» позволила участникам конференции не просто вспомнить о наставниках, но и чуть больше узнать об их персональном опыте музейной работы. Так прозвучали доклады о музейных наставниках, энтузиастах дела, педагогах — зачинателях музейного дела.

Вторая сессия была посвящена моделям, методам и формам современного наставничества. Во время работы сессии директор Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева Светлана Зверева и проректор по научно-исследовательской работе Марийского института образования Светлана Охотникова презентовали проект «Культурный дневник школьника» в рамках реализации Межведомственного культурно-образовательного проекта Министерства культуры Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации. Куратор проекта — к. и. н, заведующая отделом музейной педагогики Ирина Губанова подробнее ознакомила участников конференции с содержанием рабочей тетради.

Поскольку на данный момент нет чётко сформированной теоретической модели музейного наставничества, то, как правило, она реализуется через связь поколений, студенческую практику, курсы повышения квалификации, кураторство в проектах. Так в третьей сессии прозвучали доклады о межпоколенной коммуникации, проблемах наставничества в рамках цифровизации музейного пространства и др.

В 2023 году конференция проходила в гибридном формате 32 выступления прозвучали очно и 18 – в онлайн формате. Тема наставничества была и остаётся актуальной для развития музейного сообщества. До недавнего времени она звучала как передача опыта музейной практики от поколения к поколению. Сегодня музеи активно используют новые виды, форматы и методики взаимодействия, связанные с современными реалиями и компетенциями, что и было продемонстрировано на Всероссийской научно-практической конференции «XVI Евсеевские чтения».