Законопроект Минкультуры сохранит золотой стандарт детских школ искусств

Законопроект Минкультуры сохранит золотой стандарт детских школ искусств

Детские школы искусств получат особый статус - соответствующий законопроект разработали в министерстве культуры.

Сейчас в ряде регионов они зачастую превращаются в досуговые кружки - вводимая система персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) предполагает сертификат всего на год занятий, стоимость которого покрывает самые простые из них. Школы в результате вынуждены подстраиваться, создавая упрощенные программы в ущерб объему и качеству обучения.

Изменит ли ситуацию новый документ, "Российской газете" рассказала глава ведомства Ольга Любимова.

Ольга Борисовна, ситуация с детскими школами искусств очень остро обсуждалась на недавнем Совете по культуре при Президенте. Пианистка Екатерина Мечетина зачитывала даже эмоциональные письма педагогов, которые констатируют: если проблему не решить, мы лишимся фундамента художственго образования. И это не только их опасения

Ольга Любимова: Тема, которую затронула наша выдающаяся пианистка Екатерина Мечетина, действительно очень актуальная. В течение нескольких лет мы шли к преодолению этой проблемы. У нас есть уникальная система художественного образования, и по отношению к ней мы можем сделать только одно - не мешать. Да - дооснащать, чинить и сохранять стены, в которых происходит обучение, возводить новые, воспитывать специалистов, но в самой системе ничего не рушить, так как это такой золотой стандарт качества, и мы прекрасно это знаем.

Министерство просвещения создало "Сертификат школьника". Это замечательная программа, которая дает возможность целый год бесплатно заниматься в кружке. Но вы прекрасно понимаете, что нельзя сравнивать кружки с профессиональным художественным или музыкальным образованием. В детских школах искусств "прорастает" будущее оперы, балета, театра, кино, цирка.... Будучи уже специалистами, выпускники этих школ разлетаются по всему миру. И сравнить поход в кружок один-два раза в неделю с многолетней серьезной подготовкой в течение 5 или 9 лет, конечно, нельзя. Поэтому "Сертификат по дополнительному образованию" должен существовать параллельно, а детские школы искусств в такой ситуации должны приобретать особый статус.

Вы сказали, что долгое время пытались решить эту проблему...

Ольга Любимова: Мы долго шли к согласованию. Был ряд регионов, которым удобней было бы использовать формат с выделенными под обучение средствами, то есть "подогнать" программу ПФДО под детские школы искусств. Но президент на Совете по культуре подчеркнул значимость этих учреждений. И, мне кажется, это жирная точка в этом вопросе.

Сейчас в России в школах искусств учится больше 1,6 миллиона детей

Новый статус защитит школы от сертификатов? Все-таки обучение в школах искусств не только более длительное, но и стоит намного дороже.

Ольга Любимова: Да. Весь комплекс мер уже предпринят за двумя подписями - моей и Сергея Сергеевича Кравцова (министра просвещения РФ. - Прим. ред.). Министерство просвещения уже отработало - и сейчас это согласовывается - изменение в приказ о ПФДО, ставящее детские школы искусств совершенно отдельно, обособленно от этой программы.

Мы же со своей стороны подготовили законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Он предполагает уточнить нормы, связанные с получением образования в области искусств, где мы отдельно на уровне федерального закона прописываем, что это такое. Например, будут прописаны нормы о специфике образовательных программ, о приеме и случаях отчисления из детских школ искусств, об учете результатов обучения в них при приеме в училища и вузы.

С регионами уже обсуждали? Не возникло проблем? Я знаю, что вы раньше уже направляли письмо с рекомендациями по ситуации, но не все к нему прислушались.

Ольга Любимова: С регионами, которые входят в эксперимент по внедрению ПФДО, заключены соответствующие соглашения, теперь они не смогут двояко трактовать наши рекомендации. Но вы знаете, у нас ведь регионов 85, и где-то изначально не допускали таких ситуаций, а где-то нам приходилось разъяснять и мониторить. Это была ручная работа, почему и возникло опасение со стороны профессионального сообщества - эта тема то тут, то там вспыхивала. Очень важно сейчас просто законодательно закрепить особый статус детских школ искусств и больше к этому не возвращаться.

Насколько велик интерес к школам искусств сегодня? Сколько их по стране, сколько учится ребят?

Ольга Любимова: В общей сложности сейчас в России в школах искусств учится больше 1,6 миллиона учеников. Это серьезная цифра. За последние три года их количество увеличилось на более чем 60 тысяч человек, добавилось еще 12 новых школ. А всего их открыто по стране на сегодняшний день 4800. Казалось бы, много. Но встретишься в регионах с людьми и понимаешь, что все равно не хватает, есть потребность.

Но есть потребность и в инструментах. Вы выделяете их в рамках напроекта "Культура", но как они попадают в классы? В каком количестве?

Ольга Любимова: Прошлый год национального проекта был первый, пилотный. Доставить рояли нам помогли наши коллеги из минобороны - только они смогли инструменты военными бортами отправить туда, где их так ждали. Причем мы доставляли рояли под Новый год, представляете, какой это подарок для города с численностью населения в несколько тысяч человек? И для нас самих это тоже был подарок - мы точно знали, что все сделано. Всего 20 тысяч музыкальных инструментов закуплено в 610 школ. Это за последние два года.

Но, конечно, оснащаем не только ими. Необходимо обновление фондов учебной литературы - за два года они приросли 15 тысячами единиц. Еще из важного - 8 тысяч единиц оборудования. Необходимо, чтобы оно обновлялось, своевременно комплектовалось.

Все это с большой радостью воспринимается не только учащимися, но и преподавателями. Мы надеемся, что в следующем и последующем годах сможем сделать для них еще больше.

Не секрет, что здания многих школ искусств часто находятся в плачевном состоянии...

Ольга Любимова: Любая школа нуждается в регулярных ремонтных работах. Действительно, подчас такие работы не проводились десятилетиями. С нового года в нацпроект планируется включить мероприятия по модернизации региональных и муниципальных детских школ, то есть фактически теперь мы сможем их не только оснащать, но еще и ремонтировать. В ближайшие три года в рамках нацпроекта у нас будет модернизировано более 400 зданий. Это серьезный сдвиг в решении этой проблемы. Но к концу этого года мы тоже подходим с неплохим результатом - будут модернизирована 151 школа в 36 регионах. Эти меры позволят улучшить инфраструктуру и содержание обучения.

Нет ли проблем с кадрами? Во многих школах сетуют на то, что преподаватели работают в основном возрастные. Молодых специалистов, которые могут сменить их через какое-то время, нет.

Ольга Любимова: Ведомство реализует масштабную программу повышения квалификации в рамках национального проекта "Культура". У нее огромный потенциал, позволяющий сфере творческого образования получить серьезное кадровое пополнение в лице современных специалистов высокого уровня. За 2019-2020 годы уже повысили квалификацию почти 40 тысяч работников культуры, но это не только педагоги детских школ искусств. В центрах обучаются смешанные группы, которые состоят из педагогов вузов, профессиональных образовательных учреждений и школ искусств разных регионов нашей страны. Вот такие группы по сути являются площадками для обсуждения проблем, обмена опытом, установления творческих связей. Все это фиксируется и используется в дальнейшей работе по совершенствованию системы художественного образования.

И последнее. Вы разработали законопроект. Что дальше?

Ольга Любимова: В целом логика нашей работы понятна: сохраняя лучшие педагогические традиции, мы создаем обновленные и комфортные условия для подготовки будущих талантов. Эти направления мы планируем развивать и дальше, в том числе и благодаря национальному проекту "Культура".

Интернет-портал «Российской газеты»​

АКТУАЛЬНОЕ

Полезные ресурсы



Официальный портал Республики Марий Эл
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН)
Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики
Федеральная целевая программма "Культура России"
Приволжский федеральный округ Российской Федерации
© 2017, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл
424002, Йошкар-Ола, ул. Кремлёвская, д. 41, тел.: +7 (8362) 45-09-63,
Яндекс.Метрика