Собор Вознесения Господня

voznesen_0_0.jpg

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 31

Собор Вознесения Господня или Вознесенская церковь, как ее чаще называют, была построена в 1756 году во времена императрицы Елизаветы Петровны старанием и на средства купца Ивана Андреевича Пчелина, дом которого («Дом купца Пчелина») находится рядом с храмом.

Храм действовал до середины 1930-х годов. В январе 1937 года президиум исполкома МАССР принял постановление о закрытии Вознесенской церкви. Поводом стало провокационное заявление о том, что община верующих, якобы, нарушает договор 1922 года об использовании здания. В марте 1938 года постановлением президиума горсовета здание храма было передано Радиокомитету. В 1939 году здесь устроили пивной склад. В ноябре 1940 года нижний этаж был передан товариществу “Мари художник”, а с ноября 1940 года Йошкар-Олинский горисполком решил передать бывший храм под пивзавод.

Новый хозяин начал разрушать святыню. Перед Великой Отечественной войной Вознесенская церковь лишилась колокольни, каменной ограды с воротами, галереи, а к трапезной с запада пристроили двухэтажное здание цеха завода. Снесли барабан с главой. Погибли настенные росписи.

В 1992 году здание было передано Церкви. Средства на восстановление храма собирались по крупицам. Уже в 1995 году на Пасху в возрожденном храме состоялось первое богослужение, был освящен верхний храм собора. В 2009 году была восстановлена снесённая во время Великой Отечественной войны колокольня храма.

По своим архитектурным формам Вознесенская церковь — типичный памятник русского зодчества XVIII века. Она построена по типу “восьмерик на четверике” и имеет два этажа. Восьмерик завершается сферическим куполом, на котором установлен световой барабан с главой. С западной стороны к церкви примыкает трапезная.

В начале XX века облик храма был несколько иным, чем теперь. С севера и запада к трапезной в три окна примыкала двухъярусная открытая галерея-гульбище. С северо-запада к храму подходила 4-ярусная колокольня с семью колоколами.

На четвертом ярусе колокольни находились городские часы с боем. Завершалась колокольня, также как и церковь, сферическим куполом с барабаном и главой. В декоративном убранстве храма заметны элементы стиля барокко, получившие развитие в церковной архитектуре с 80-х годов XVII века.

Храм был трехпрестольным: на втором этаже — главный летний храм в честь Вознесения Христова с приделом в левой стороне во имя Казанской иконы Божией Матери; в нижнем этаже — теплый или зимний храм в честь Воздвижения Креста Господня. Поэтому церковь иногда называли просто “Воздвижение”. Именно под таким названием она фигурирует на старинных почтовых карточках.

Интерьер храма отличался богатством отделки, настенных росписей, церковной утвари. Иконостас главного храма состоял из 5 ярусов с деревянной резьбой. Из 17 икон выделялась икона Казанская в серебряно-позолоченной ризе, а в алтаре образ Иверской Божией Матери в роскошно отделанной ризе.

Но главной святыней храма считалась вырезанная из камня икона, изображающая с одной стороны Николая Чудотворца, а с другой — св. великомученика Георгия Победоносца. По преданию эта икона была найдена в Яранском уезде Вятской губернии и принесена купцом И.А. Пчелиным в новый храм и осталась там навсегда. Этот небольшой образок был местночтимой иконой. Ее носили вместе с иконой Вознесения Господня во время крестных ходов.

К сожалению, до нас не дошли имена зодчих этого храма. Можно лишь предположить, учитывая особенности церкви, что здесь трудились мастера восточно-европейской (Вятка — Пермь — Тюмень) архитектурной традиции русского церковного зодчества XVIII века.

Йошкар-Олинская и Марийская Епархия Русской Православной Церкви, http://mari.eparhia.ru.