Церковь Пресвятой Троицы


trinity_0_0.jpg

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 53

Троицкая церковь построена на месте старой церкви того же посвящения. Нижний ярус (подклет) остался прежним - это то, что уцелело в годы советской власти. При строительстве нового храма в 1990-е годы подклет был снаружи обложен кирпичом, поэтому внешний вид его совершенно изменился. О том, какими были наличники этого яруса, напоминает только наличник одного из окон, оказавшегося теперь внутри пристроенной с севера боковой галереи. Это простая рамка, выложенная из кирпича, с арочным завершением.

В подклете изначально размещался Никольский храм, освященный в 1737 году. Это был зимний храм, то есть он функционировал и летом и зимой, так как отапливался печью. В настоящее время сохранились древние сводчатые перекрытия апсиды, собственно храма и трапезной. Он снова был открыт в 2009 году. В храме установлен уникальный резной мраморный иконостас.

Верхний ярус - Троицкий храм - был сооружен в 1757 году, когда в городе наблюдался "строительный бум". Это был холодный (летний) храм. В советское время Троицкий храм был разрушен и к его восстановлению приступили только в 1990-е годы. Автор проекта - архитектор Кривцов.

В настоящее время функционируют оба храма, причем Никольский - в зимнее время, а Троицкий - в летнее, так же как и в дореволюционные времена. Еще одна черта преемственности - то, что в целом здание храма сохраняет архитектурный образ прежнего, такой же объем в виде четверика, завершенный пятью главами. Но в современном проекте пропорции здания и его декоративное оформление совершенно изменены.

Церковь стала гораздо выше своей предшественницы (наверное, сказалось соседство с крупным зданием Русского драматического театра, который своим объемом "подавил" бы церковь прежних размеров). Стены церкви покрыты сплошным ковром фигурной кирпичной кладки, чего также не было у старого здания. Завершение храма построено по совершенно иным художественным принципом, чем пятиглавие прежней церкви.

Сейчас основанием для пятиглавия служат пояса кокошников, расставленных вразбежку, - это черта московского зодчества, прежде никогда не применявшаяся в местном церковном строительстве. Пять глав собраны в один "пучок" благодаря тому, что малые главы близко примыкают к куполу с центральной главой. Такое "монолитное" построение пятиглавия является характерной особенностью столичного барокко первой половины 18 века и напоминает подобный прием завершения широко известного собора Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. В целом здание получилось достаточно эклектичным, так как, видимо, автор вдохновлялся удачными архитектурными находками разных эпох.

Колокольня Троицкой церкви построена на месте снесенной, но в отличие от здания храма, даже примерно не повторяет своей предшественницы. Старая колокольня была выше церкви и служила одной из высотных доминант города. Новая колокольня и по высоте, и по архитектурному решению занимает подчеркнуто подчиненное положение по отношению к храму. Старая колокольня имела барочное ярусное построение, а новая сделана шатровой. Если не задаваться вопросом преемственности старых и новых построек, то архитектор сделал весьма удачный выбор, применив шатер, и тем самым сблизил стилистически здания храма и колокольни.

В комплекс сооружений Троицкой церкви входят также восьмигранная часовня и ряд других построек современного происхождения, а также единственное сохранившееся дореволюционное здание бывшей сторожки. В целом получился очень нарядный, богато декорированный, умело обыгранный архитектором ансамбль разномасштабных объемов, который своей живописной композицией восходит к традициям древнерусского храмового зодчества.

Здание Троицкого храма сегодня является древнейшей постройкой в городе. Если говорить о здании как о памятнике зодчества, то речь может идти только об интерьерах Никольской церкви. Однако, это не все, что связано c разрушенным храмом. Прежде в нем хранились православные святыни, по счастью, не полностью утраченные после закрытия храма. К таким святыням относится резной деревянный образ Иисуса Христа, сидящего в темнице в терновом венце. В силу своей величины этот образ не выносили из храма во время крестных ходов, но марийское население испытывало к нему особое благоговение, приезжая издалека и заказывая молебны с водоосвящением. Сейчас этот образ находится в Церкви Рождества Богородицы.

Статью для публикации предоставил йошкар-олинский краевед В.А. Попов.

АКТУАЛЬНОЕ

Полезные ресурсы

Официальный портал Республики Марий Эл
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН)
Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики
Федеральная целевая программма "Культура России"
Приволжский федеральный округ Российской Федерации
© 2017, Министерство культуры печати и по делам национальностей Республики Марий Эл
424002, Йошкар-Ола, ул. Кремлёвская, д. 41, тел.: +7 (8362) 45-09-63,
Яндекс.Метрика