Академический русский театр драмы им. Георгия Константинова

Государственное учреждение культуры Республики Марий Эл

drama_theatre_new_0_0.jpg

Директор: Московцев Сергей Гаврилович

Адрес: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Никонова, 1.
Тел./факс: (8362) 45-34-82.
E-mail: maska@mari-el.ru.
Web-сайт: http://rusdramtheatre.ru.


Театр работает в Йошкар-Оле с 1937 года. Вначале это была русская труппа при марийском театре, созданная в 1919 году на основании постановления Казанского губернского исполкома. В 1949 году театр переименован в Марийский государственный объединённый театр им. Шкетана. А с 1 октября 1968 года русская труппа вышла из состава объединённого театра и была сформирована в Республиканский русский драматический театр МАССР.

В 1984 году, в год 400-летия Йошкар-Олы, для коллектива построили отдельное здание на берегу реки Малая Кокшага. 30 сентября 1994 года театру было присвоено имя Георгия Викторовича Константинова (20.01.1924–19.09.1994), Заслуженного деятеля искусств МАССР (1967), лауреата Государственной Премии МАССР (1974), народного артиста РСФСР (1981), который занимал должность главного режиссёра театра в течение 30 лет. 1 марта 1996 года Русскому драматическому театру имени Георгия Константинова присвоено звание «Академический».

Academ_theatre_1_small.jpgРусский театр является частью национальной культуры Марийской республики и знакомит зрителя с лучшими образцами русской и зарубежной, классической и современной драматургии. В первом театральном сезоне 1937-38 гг. на сцене театра появляются спектакли «Без вины виноватые» А. Островского (реж. Г. Крыжицкий, худ. А. Месенев), «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (реж. В. Арский, худ. И. Сторожев), «Последние» М. Горького (реж. Д. Касьянов, худ. В. Каменский). С самого начала становления театра складывался ищущий, талантливый коллектив единомышленников. Режиссёры – Г. Крыжицкий, Н. Станиславский, Б. Володарский, В. Славин. Художники – П. Шашков, В. Каменский, И. Гребнер. Актёры – В. Илисавский, И. Гайсинский, Г. Галина, К. Ланская, Н. Ларская, засл. арт. МАССР Е. Лебедева, А. Тихонова, И. Правдин, Н. Конокова и др.

Коллектив работал очень интенсивно, за сезон ставилось около 10 спектаклей. Широк был творческий диапазон сценических произведений. В предвоенные годы (1938-40) зрители увидели «Любовь Яровую» К. Тренева (реж. В. Славин, худ. В. Каменский), «Маскарад» М. Лермонтова (реж. В. Славин, худ. П. Шашков), «Таню» А. Арбузова (реж. Б. Володарский, худ. П. Шашков), «Оптимистическую трагедию» В. Вишневского (реж. Б. Володарский, худ. П. Шашков), «Вишнёвый сад» А. Чехова (реж. Г. Крыжицкий, худ. А. Месенев), «Отелло» В. Шекспира (реж. Б. Володарский, худ. И. Сторожев).

Постановки советской и классической драматургии были отмечены живым чувством современности, а режиссёры и актёры боролись за высокую культуру исполнения. Плодотворно театр работал и в годы Великой Отечественной войны, несмотря на то, что многие работники были призваны на фронт. Оставшиеся актёры создавали концертные бригады, выезжали в госпитали, батальоны для выздоравливающих, своим искусством поднимая настроение и дух раненым бойцам. В военные годы были поставлены спектакли «Горе от ума» Н. Грибоедова, «Сёстры» Ю. Германа, «Нашествие» Л. Леонова, «Забавный случай» К. Гольдони, «Раскинулось море широко» В. Вишневского, «Лес» А. Островского и др.

С 1941 года в театре работает засл. арт. РСФСР, нар. арт. МАССР Н.Е. Попова – выпускница музыкально-театрального техникума МАССР, создавшая много интересных образов в советском, классическом, западном репертуаре. Не вернулись с фронта молодые актёры С. Рыкалов, С. Рожин, Г. Шевколенко. После войны продолжили работу в театре режиссёр Б. Володарский, актёры А. Мягков, И. Скляревский, И. Яковлев.

В первый послевоенный год состоялись премьеры «Кремлёвские куранты» Н. Погодина, «Бесприданница» А. Островского. С 1946 по 1963 год ставились лучшие пьесы советской драма-тургии – «За тех, кто в море» Б. Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова, «Дети Ванюшина» С. Найденова, «Калиновая роща» А. Корнейчука. Русская классическая драматургия представлена пьесами А. Островского «Без вины виноватые», «Не все коту масленица», «Таланты и поклонники», «Поздняя любовь», «Недоросль» Фонвизина, «Дядя Ваня» Чехова. Западная драматургия – «Мачеха» О. Бальзака, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Хитроумная влюбленная» Л. де Вега.

Academ_theatre_2_small.jpgТеатр обращается и к пьесам марийских национальных драматургов. С большим успехом шли спектакли «Ксения» А. Волкова (реж. М. Толчинский, худ. М. Дубков), рассказывающий о возрастающей роли марийской женщины в жизни республики, «Черный волк» Н. Арбана (реж. М. Толчинский, худ. А. Соломатин), повествующий о тяжелой, бесправной судьбе марийки до революции. К этому времени сложилась интересная труппа театра: заслуженные артисты РСФСР Л. Орловская, А. Шарский, Н. Попова, В. Привалихина, Л. Скрябин, В. Федяшов, Н. Конюкова, засл. арт. МАССР И. Яковлев, М. Каплин-Дарский, М. Правдин, А. Скороход, Н. Соколовский и др. Несмотря на это начало 60-х годов стало очень трудным периодом для театра. Частая смена главных режиссёров, административного руководства – а отсюда и отсутствие единой цели – приводило к разностильности спектаклей, к постепенному разрушению общего ансамбля, к случайному выбору репертуара. К 1964 году театр был на грани развала, в труппе осталось чуть более 20 человек, плюс огромная финансовая задолженность.

С приходом в театр в 1964 году на должность главного режиссера Георгия Константинова начался новый этап творчества. Театр взял курс на содержательную, проблемную современную и классическую пьесу. Живой отклик у зрителя получили спектакли Константинова «Совесть» Д. Павловой, «Все мои сыновья» А. Миллера, «Барабанщица» А. Салынского, «Отелло» В. Шекспира. Театральная труппа пополняется талантливыми актёрами за счет выпускников ВУЗов, театральных училищ страны – Л. Жирецкая, А. Миков, П. Репьёв, Н. Константинова, Р. Исаева, В. Драконов, Ф. Кулев, С. Снеговской и др., которые впоследствии станут костяком творческого коллектива. В эти годы всё отчетливее становится стремление театра к глубокому раскрытию идеи произведения, к психологически мотивированному выявлению внутреннего мира героев. Неслучайна поэтому в репертуаре театра трагедия А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» - одна из самых значительных ра-бот театра (реж. Г. Константинов, худ. засл. деятель искусств МАССР А. Гзыло). В 1974 году спектакль удостоен Гос. премии МАССР, а режиссёр, художник и актёры, исполняющие главные роли, стали Лауреатами Гос. премии.

В этом спектакле мощного патетического звучания были созданы яркие образы исторических личностей: царь Фёдор – засл. арт. РСФСР П. Репьёв, царица Ирина – засл. арт. РСФСР Л. Жирецкая, Борис Годунов - нар. арт. МАССР В. Турченков, Шуйский – засл. арт. МАССР А. Миков. «Царь Фёдор Иоаннович» в постановке Константинова решён как трагедия глубоких, философских обобщений. Долгие годы коллектив бережно хранил этот спектакль в своём репертуаре.

В 70-80-х годах в театре рождались публицистически острые, общественно значимые спектакли: «Чрезвычайный посол» А. и П. Тур (реж. Г. Константинов, худ. А. Бровцын), «Наказание без преступления» А. Софронова (реж. Г. Константинов, В. Аверченко, худ. Р. Чебатурина), «Наследство» А. Софронова (реж. Н. Лузгинов, худ. А. Чудаков), «Эдит Пиаф» Л. Сухаревской, Е. Якушки-ной (реж. Г. Барышев, худ. Н. Мешкова), «Гнездо глухаря» В. Розова (реж. Г. Константинов, худ. А. Лосев), «13-й председатель» А. Абдалина (реж. Г. Константинов, худ. А. Гзыло), «Дикий ангел» Н. Коломиец (реж Б. Веркау, худ. А. Гзыло), «Эффект Редькина» А. Козловского (реж. Г. Константинов, худ. Е. Матвеев), «Саркофаг» Е. Губарева (реж. засл. арт. РСФСР М. Веснин, худ. Г. Эллинский), «Звёзды на утреннем небе» А. Галина ( реж. засл. арт. РСФСР М. Веснин, худ. Г. Эллинский). Классика представлена произведениями «Мещане» М. Горького (реж. Г. Константинов, худ. В. Хлыбов), «Нора» Г. Ибсена (реж. Г. Константинов, худ. А. Гзыло), «Бешеные деньги» А. Островского (реж. Г. Константинов, худ. А. Лещенко), «Собака на сене» Л. де Вега (реж. П. Репьёв, худ. А. Чудаков), «Слуга двух господ» К. Гольдони (реж. Н. Лузгинов, худ. А. Гзыло).

Были поставлены пьесы марийских драматургов. Исторические события становления Совет-ской власти в Марийском крае легли в основу пьес С. Николаева «Большая волна», «Комиссары», А. Крупнякова «Последний решительный». Национальный фольклор, марийские легенды и сказа-ния легли в основу произведений М. Рыбакова «Меч Онара», «Волшебные гусли», «Легенда лесного края». Вхождение Марийского края в состав Русского государства в эпоху правления Ивана Грозного послужило основой для драматической дилогии А. Крупнякова и Г. Константинова «Марш Акпарса».Проблемам зарождения новых национальных отношений в молодом советском государстве посвящен спектакль «Начало» А. Крупнякова и Г. Константинова.

Academ_theatre_3_small.jpgВ 1993 году театр стал инициатором проведения Международного фестиваля русских театров республик России и стран ближнего зарубежья. В этом же году в Йошкар-Оле состоялся первый фестиваль. В последующие годы были проведены второй (1995), третий (1998) и четвертый (2000) фестивали русских театров. Цель фестиваля заключалась в том, чтобы способствовать развитию рус-ских театральных коллективов в национальных республиках России, странах СНГ и других государ-ствах. Кроме того, фестиваль расширил зрительскую аудиторию театра как в городе, так и в респуб-лике, дал возможность установить творческие контакты между театральными деятелями России и стран СНГ.

В 1994 году умер Георгий Константинов. Главным режиссёром театра стал его сын – Владислав Константинов, а в мае 2001 г. его сменил нар. арт. России М. Салес. С его приходом значительно увеличилось количество выпускаемых спектаклей – за сезон делалось по 5 - 6 новых постановок. Это «Доходное место» А. Островского (реж. нар. арт. РФ М. Салес, худ. М. Аюпова), «Пусть она будет счастлива» Н. Птушкиной (реж. засл. деятель искусств РМЭ Б. Веркау, засл. худ. РМЭ Л. Тирацу-ян), «Цианистый калий…с молоком или без?» Х. Мильян (реж. нар. арт. России М. Салес, худ. Ю. Скворцова), «Моя профессия – синьор из общества» Д. Скарначчи, Р. Тарабузи (реж. нар. арт. Рос-сии М. Салес, засл. худ. РМЭ Л. Тирацуян), «Ах, как бы нам пришить старушку» Д. Патрик (реж. нар. арт. России М. Салес, худ. М. Аюпова), «К нам едет…ревизор?» по мотивам пьесы Н. Гоголя (реж. нар. арт. России М. Салес, худ. Т. Старикова), «Укрощение строптивой» по мотивам пьесы У. Шекспира (реж. нар. арт. России М. Салес, засл. худ. РМЭ Л. Тирацуян), «Деревья умирают стоя» А. Касоны (2003 г.), «Идиот» Ф. Достоевского (реж. нар. арт. России М. Салес, худ. О. Кулагина), «Любовь под вязами» Ю. О` Нила (2004 г.) и др. В 2003 году театр попал в поля зрения организаторов первого (и ставшего единственным) фестиваля памяти выдающегося режиссера О. Ефремова и был приглашен в Москву со спектаклем «К нам едет… ревизор?». В том же году этот спектакль был выдвинут театром на соискание Государственной премии Республики Марий Эл (не присудили).

С апреля 2005 г. по июль 2008 г. главным режиссером театра был Ю. Ильин. Благодаря его режиссерским находкам актуальное прочтение классики и современной драматургии сочеталось в постановках с высокой театральной культурой. Это нашло выражение в таких спектаклях, как «Игроки» Н. Гоголя (2005 г.), «Аккомпаниатор» А. Галина (2005 г.), «Осенняя история» А. Николаи (2007 г.), «Тартюф» Ж.-Б. Мольера (2007 г.) и др. Со спектаклем «Игроки» коллектив участвовал в V фестивале русских театров России и стран ближнего зарубежья (Саранск, март 2006 года), где был награждён дипломом участника за успешное выступление.

АКТУАЛЬНОЕ

Полезные ресурсы

Официальный портал Республики Марий Эл
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН)
Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики
Федеральная целевая программма "Культура России"
Приволжский федеральный округ Российской Федерации
© 2017, Министерство культуры печати и по делам национальностей Республики Марий Эл
424002, Йошкар-Ола, ул. Кремлёвская, д. 41, тел.: +7 (8362) 45-09-63,
Яндекс.Метрика