Церковь Пресвятой Троицы

trinity_0_0.jpg

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 53

Троицкая церковь построена на месте старой церкви того же посвящения. Нижний ярус (подклет) остался прежним — это то, что уцелело в годы советской власти. При строительстве нового храма в 1990-е годы подклет был снаружи обложен кирпичом, поэтому внешний вид его совершенно изменился. О том, какими были наличники этого яруса, напоминает только наличник одного из окон, оказавшегося теперь внутри пристроенной с севера боковой галереи. Это простая рамка, выложенная из кирпича, с арочным завершением.

В подклете изначально размещался Никольский храм, освященный в 1737 году. Это был зимний храм, то есть он функционировал и летом и зимой, так как отапливался печью. В настоящее время сохранились древние сводчатые перекрытия апсиды, собственно храма и трапезной. Он снова был открыт в 2009 году. В храме установлен уникальный резной мраморный иконостас.

Верхний ярус — Троицкий храм — был сооружен в 1757 году, когда в городе наблюдался «строительный бум». Это был холодный (летний) храм. В советское время Троицкий храм был разрушен и к его восстановлению приступили только в 1990-е годы. Автор проекта — архитектор Кривцов.

В настоящее время функционируют оба храма, причем Никольский — в зимнее время, а Троицкий — в летнее, так же как и в дореволюционные времена. Еще одна черта преемственности — то, что в целом здание храма сохраняет архитектурный образ прежнего, такой же объем в виде четверика, завершенный пятью главами. Но в современном проекте пропорции здания и его декоративное оформление совершенно изменены.

Церковь стала гораздо выше своей предшественницы (наверное, сказалось соседство с крупным зданием Русского драматического театра, который своим объемом «подавил» бы церковь прежних размеров). Стены церкви покрыты сплошным ковром фигурной кирпичной кладки, чего также не было у старого здания. Завершение храма построено по совершенно иным художественным принципом, чем пятиглавие прежней церкви.

Сейчас основанием для пятиглавия служат пояса кокошников, расставленных вразбежку, — это черта московского зодчества, прежде никогда не применявшаяся в местном церковном строительстве. Пять глав собраны в один «пучок» благодаря тому, что малые главы близко примыкают к куполу с центральной главой. Такое «монолитное» построение пятиглавия является характерной особенностью столичного барокко первой половины 18 века и напоминает подобный прием завершения широко известного собора Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. В целом здание получилось достаточно эклектичным, так как, видимо, автор вдохновлялся удачными архитектурными находками разных эпох.

Колокольня Троицкой церкви построена на месте снесенной, но в отличие от здания храма, даже примерно не повторяет своей предшественницы. Старая колокольня была выше церкви и служила одной из высотных доминант города. Новая колокольня и по высоте, и по архитектурному решению занимает подчеркнуто подчиненное положение по отношению к храму. Старая колокольня имела барочное ярусное построение, а новая сделана шатровой. Если не задаваться вопросом преемственности старых и новых построек, то архитектор сделал весьма удачный выбор, применив шатер, и тем самым сблизил стилистически здания храма и колокольни.

В комплекс сооружений Троицкой церкви входят также восьмигранная часовня и ряд других построек современного происхождения, а также единственное сохранившееся дореволюционное здание бывшей сторожки. В целом получился очень нарядный, богато декорированный, умело обыгранный архитектором ансамбль разномасштабных объемов, который своей живописной композицией восходит к традициям древнерусского храмового зодчества.

Здание Троицкого храма сегодня является древнейшей постройкой в городе. Если говорить о здании как о памятнике зодчества, то речь может идти только об интерьерах Никольской церкви. Однако, это не все, что связано c разрушенным храмом. Прежде в нем хранились православные святыни, по счастью, не полностью утраченные после закрытия храма. К таким святыням относится резной деревянный образ Иисуса Христа, сидящего в темнице в терновом венце. В силу своей величины этот образ не выносили из храма во время крестных ходов, но марийское население испытывало к нему особое благоговение, приезжая издалека и заказывая молебны с водоосвящением. Сейчас этот образ находится в Церкви Рождества Богородицы.

Статью для публикации предоставил йошкар-олинский краевед В.А. Попов.